Ведомости онлайн,
20 мая 2015 г.
Кризис дает страховой отрасли шанс перейти на качественно новый уровень
741 просмотр
Есть в авиации такое понятие – флаттер. Это значит дрожь, колебания, вибрации всего корпуса самолета или вертолета при достижении некоей критической для него скорости. Флаттер чреват полным разрушением летательного аппарата, и именно из-за него летчики очень долго не могли преодолеть звуковой барьер. А потом один из них твердо решил это сделать. Он просто продолжал двигаться вперед во что бы то ни стало. Самолет дрожал, скрипел, приборы тряслись... А потом вдруг наступили тишина и спокойствие. И наслаждение сверхзвуковой скоростью (посмотреть на это можно в американском фильме 1983 года The Right Stuff).
Ситуация, похожая на попытки преодолеть звуковой барьер, складывается и на российском рынке страхования. Не все об этом помнят, но слово «кризис» досталось нам в наследство от эллинов. В переводе с древнегреческого «кризис» означает не «бедствие» или «неудачу», а «переломный момент», «поворотный пункт». И в этот переломный момент ты либо цепляешься за привычную модель поведения (и зачастую проигрываешь), либо ищешь новые пути развития (и получаешь шанс победить). Кризис – это не только сокращения, дефицит бюджета и рост цен, кризис – это начало эпохи Возрождения и появление рок-н-ролла. Это всегда не только упадок одной системы, но и возможность противопоставить ей другую. И в каком положении окажутся российские страховщики через год, два или пять лет, во многом зависит от нас самих.
Переломный момент
За первые месяцы нового года удалось избежать самого страшного – серьезных репутационных рисков для всей страховой сферы. Не оправдались опасения, что первая волна кризиса спровоцирует уход с рынка ряда игроков, который будет сопровождаться серьезным негативом, – с большим количеством долгов перед клиентами. Напротив, общественность вспомнила о стабилизирующем эффекте страхования на фоне кризисных явлений в других областях экономики. В периоды банкротства туроператоров или отзыва лицензий у банков страховые выплаты значительно разрядили обстановку для обычных потребителей. Ведь знание, что твоя личная стабильность в родной стране защищена от катаклизмов, дорогого стоит. Сейчас нам это кажется само собой разумеющимся, ведь к хорошему быстро привыкаешь, но для контраста достаточно вспомнить атмосферу 1990-х гг.
Тем не менее остается ряд рисков, которые все еще актуальны. Главный из них – то, что в кризис на фоне сокращения реальных доходов люди начинают экономить на всех «необязательных» продуктах. Эта проблема угрожает всей отрасли – от страхования недвижимости до страхования выезжающих за рубеж.
Навредить имиджу профессионального сообщества может и рост числа мошенников, старающихся обогатиться за счет желания граждан сэкономить в непростые времена на страховых продуктах. Однако пока эти риски выглядят достаточно скромно на фоне тех масштабных проблем, которые ожидались в отрасли еще несколько месяцев назад. Более того, сейчас открываются новые пути и возможности, которые позволят компаниям развернуть ситуацию в свою пользу.
Кризис как решение
Положительный аспект первой волны кризиса заключается в том, что она обнажила проблемные участки, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Решение этих задач может стать той «подушкой безопасности», которая позволит отрасли с уверенностью смотреть в завтрашний день.
Во-первых, одно из необходимых условий существования цивилизованного, управляемого рынка – это прозрачность. В ритейле ее залог – прежде всего единая база страховых историй. Отрасль не должна подчиняться интересам одних игроков. То, что скрытая информация поможет им удержать клиентов, – иллюзия. Удерживать нужно конкурентоспособными предложениями и высоким уровнем сервиса. От существования и развития единой базы выиграют все – неаккуратные водители не смогут получать предложения автострахования по заниженной ставке, стоимость его для аккуратных водителей не будет возрастать. За рубежом подобные практики существуют уже давно и хорошо себя зарекомендовали.
Во-вторых, ситуация требует более серьезного мониторинга и контроля за страховщиками со стороны регулятора. Этот процесс уже запущен: мы видим, как компании перестраивают свои системы риск-менеджмента. Естественное очищение рынка под контролем регулятора позволит создать более прозрачные правила игры, увеличить доверие населения к институту страхования в целом.
В-третьих, необходимо выстраивать равные отношения при сотрудничестве страховщиков с партнерами. Речь идет о нахождении оптимальных и компромиссных форм взаимодействия в цепочке «банк – производитель – дилер – страховая компания – страхователь».
В-четвертых, в периоды кризиса клиенты становятся еще более разборчивыми, тщательно взвешивая все «за» и «против». Это обострит конкуренцию и заставит страховщиков еще активнее совершенствовать предлагаемые продукты. Тут важно соблюсти этический момент: страховые компании не должны предлагать антикризисные продукты только для того, чтобы заработать побольше, если потом не смогут обеспечить страховую защиту. Нужно быть честным с клиентом, объяснять, какие риски он берет на себя с тем или иным продуктом, и предоставлять отличный сервис. Для этого компаниям придется перестраивать собственные внутренние процессы и системы, становиться более эффективными и клиентоориентированными.
Наконец, можно ожидать широкого проникновения на рынок классических продуктов каско с франшизой. Согласно мировому опыту, эта форма каско позволяет оптимизировать взаимодействие сторон – уменьшить и стоимость страхования, и расходы страховщика. Кроме того, франшиза повышает уровень социальной ответственности, так как клиент берет часть этой ответственности на себя.
Новое часто вызывает противодействие, иногда внутреннее, а иногда и открытое. Но так же, как с переходом самолета на сверхзвуковую скорость, преодолеть этот барьер необходимо для того, чтобы достичь нового уровня.
Мария МАЛЬКОВСКАЯ, генеральный директор «Интач страхования»
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Вся пресса за 20 мая 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
3 июня 2024 г.
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 3 июня 2024 г.
Почти Т7 млрд чистой прибыли заработали страховщики Казахстана в апреле
|
|
Белфинанс, Белгород, ИА, 3 июня 2024 г.
Средняя выплата по ОСАГО вновь выросла
|
|
Ростовская область сегодня (РО Сегодня), 3 июня 2024 г.
Фермерам Ростовской области, потерявшим урожай, не помогут даже страховые компенсации
|
|
Правда.ru, 3 июня 2024 г.
«Поставили перед фактом»: «Тинькофф Страхование» отключило агентам возможность продавать ОСАГО без каско
|
|
КомиОнлайн, Сыктывкар, 3 июня 2024 г.
На XIX Международной конференции ВСС вспомнили историю развития страхового рынка в России
|
|
Правда.ru, 3 июня 2024 г.
В России предложили страховать минимум 30% урожая на случай природных катаклизмов
|
|
E1.ru, Екатеринбург, 3 июня 2024 г.
Ваш автомобиль в опасности? Стало известно, какие машины угоняют в Екатеринбурге
|
|
Правда.ru, 3 июня 2024 г.
«Брейнисофт» и «Кинцуги»: 7 ярких стартапов, которые принесут пользу страховой отрасли
|
|
Волга Ньюс, Самара, 3 июня 2024 г.
Член Совета директоров ВСК Ольга Сорокина – в числе 100 лучших ИТ-лидеров России
|
|
ПРАЙМ, 3 июня 2024 г.
«РСХБ-Страхование» выплатила 153,6 млн руб аграриям Волгоградской области из-за заморозков
|
|
РИА Новости, 3 июня 2024 г.
Республика Марий Эл стала лидером по доле обращений в суд по ОСАГО – РСА
|
|
Российская газета онлайн, 3 июня 2024 г.
Глава Минсельхоза Лут: Режим ЧС из-за заморозков могут ввести до конца недели
|
|
cbr.ru, 3 июня 2024 г.
Обращения рязанцев в Банк России: итоги I квартала
|
|
РБК.Черноземье, 3 июня 2024 г.
В Черноземье уничтожены застрахованные посевы на 71 тысяче гектаров
|
|
CNews.ru, 3 июня 2024 г.
«Согаз» внедрила российское ПО для прогнозирования рисков
|
|
МедиаРязань, 3 июня 2024 г.
Рязанцы перестали жаловаться на навязывание услуг в МФО
|
|
ТАСС, 3 июня 2024 г.
В России до конца недели могут ввести режим ЧС из-за заморозков
|
 Остальные материалы за 3 июня 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|